СОПОСТАВИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСТВА Н.В. ГОГОЛЯ И ЛУ СИНЯ В КИТАЙСКОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ: ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ
Анотація
В статье осуществляется сопоставительный анализ исследований, посвященных творчеству Лу Синя и Н.В. Гоголя в китайском литературоведении, систематизируются подходы к проведению подобного анализа, практиковавшиеся в разные периоды, обосновывается необходимость изучения различных парадигм, определявших направления сравнительных исследований в Китае, поскольку это поможет понять историю развития литературной критики в этой стране. Лу Синь и Н.В. Гоголь – два великих мастера литературы, сопоставительный анализ их произведений является классической темой не только в Китае, но и во всем мире. Традиционные сравнительные исследования их произведений часто были сосредоточены на таких аспектах, как влияние творчества Н.В. Гоголя на произведения Лу Синя, отличия в используемых литературных приемах, специфика образов человека, художественная идея произведений, цель творчества и т.д; при этом недостаточно внимания уделялось осмыслению подходов к исследованию творчества обоих писателей, соответственно, данная тема остается одной из наиболее актуальных в рамках сравнительного анализа творчества этих писателей. В Китае данная тема изучалась в работах таких исследователей, как Линь Вэйна (林炜娜), Гао Юй (高玉), Хуан Фаю (黄发有). Цель данной работы заключается в изучении 70-ти летней истории сопоставительного анализа творчества Н.В. Гоголя и Лу Синя в контексте развития китайской литературы и литературоведения. В процессе исследования было установлено, что историю сопоставительного анализа творчества Лу Синя и Гоголя в Китае в течение 70 лет можно разделить на 3 этапа: 1) 20-40 годы ХХ века: знакомство с творчеством Н. Гоголя в Китае, его распространение и первоначальное изучение; 2) 50-70 годы ХХ века: появление революционной парадигмы; 3) после 80-х годов ХХ века: формирование литературной парадигмы. Изучение работ китайских исследователей позволило установить, что с развитием литературной теории в Китае сравнительный анализ творчества Лу Синя и Гоголя осуществлялся на основании разных подходов, и парадигма исследования изменялась от революционной к литературной.
Посилання
2. Чжоу Сяовэй. Ислледование творчества Н.В. Гоголя в Китае. Гуманитарный вектор. Сер. Философия. Культурология. 2016. Т. 11, № 2. С. 143–147.
3. 曹靖华. 从“五四”初期的外国文学介绍谈起. 世界文学. 1959. Вып. 4. С. 2-6.
4. 陈国恩. 论俄苏文学对20世纪中国文学的影响. 外国文学研究. 2004. Вып. 2. С. 97–103.
5. 邓小平. 在中国文学艺术工作者第四次代表大会上的祝词(一九七九年十月三十日). 文艺理论与批 评. 1997. С. 4–9.
6. 冯文炳. 阿Q正传. 东北人民大学人文科学学报. 1957. Вып. Z1. С. 43–79.
7. 冯雪峰. 鲁迅和果戈里——为果戈里逝世百年纪念而作. 人民日报. 1952.03. 04.
8. 高玉. 文学理论与中国现当代文学研究. 社会科学. 2020. Вып. 2. С. 171–181.
9. 韩长经. 鲁迅论俄国批判的现实主义文学. 文史哲. 1961. Вып. 2. С. 33–40.
10. 韩长经. 鲁迅早期思想所受俄国古典文学的影响.山东大学学报(语言文学版). 1963. Вып. S7. С. 68–80.
11. 鲁迅. 鲁迅全集. 人民文学出版社. 北京. 1973.
12. 鲁迅. 鲁迅全集. 人民文学出版社. 北京. 2005.
13. 陆耀东.论《呐喊》《彷徨》的几个艺术特色. 武汉大学学报(人文科学). 1962. Вып. 2. С. 50–63.
14. 普鲁塞克·雅罗斯拉夫, 沈于. 鲁迅的《怀旧》. 中国现代文学的先声. 文学评论. 1981. Вып. 5.
15. 孙郁. 鲁迅与果戈理遗产的几个问题. 文学评论. 2013. Вып. 3. С. 5–14.
16. 邵伯周.《狂人日记》研究三题.上海师范大学学报(哲学社会科学版). 1983. Вып. 2. С. 16–24.
17. 王志耕. 果戈理的审美原则与中国新文学.上海大学学报(社会科学版). 1990. Вып. 6. С. 42-48.
18. 姚怡婷,意象背后的心理真实,文学评论,2011. С. 15.
19. 郑次川. 欧美近代小说史. 上海. 商务印书馆. 1927. С. 45.
20. 周扬. 果戈理的死灵魂. 文学. 1935. С. 621.