PURPOSES OF THE MATHEMATICAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF SOCIAL AND CULTURAL TRANSFORMATION OF THE SOCIETY

  • E.A. Lodatko Institute of research pedagogical and productive infrastructure
Keywords: purposes determination, mathematics training, purposes of education, social and cultural transformations, ideological component, deideologisation

Abstract

In the article it is analysed historical experience of purposes determination in the education and those social and cultural processes which stipulate transformations of the educational contents and methods of teaching mathematics at school.

References

1. Арнольд В.И. «Жесткие» и «мягкие» математические модели. – URL=http://nature.web.ru/db/msg.html?mid=1156628&s=
2. Богданович М.В., Козак М.В., Король Я.А. Методика викладання математики в початкових класах: Навч. посібник. – 2-е вид., перероб. і доп. – Тернопіль: Навчальна книга–Богдан, 2001. – 368 с.
3. Богуславский М.В. История российского образования ХХ века: десятилетие за десятилетием // Вестник образования. – 2003. – №№ 15, 17-24 (2003 г.); 2004. – № 1, 2. – URL=http://www.vestnik.edu.ru/hist1.html.
4. Введение // Чекмарев Я.Ф. Методика преподавания арифметики в V–VI классах восьмилетней школы. – М.: Гос. уч.-пед. изд-во МП РСФСР, 1962. – С. 3-6.
5. Вещезеров В. Реформа образования как способ изгнания из страны не в меру умных. К истории Постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» // Промышленные ведомости (cпецвыпуск). – 2006. – № 9. – сентябрь. – URL=http://www.promved.ru/articles/article.phtml?id=893&nomer=34.
6. Волков С. Интеллектуальный слой в советском обществе // Виртуальный сервер Дмитрия Галковского. – URL=http://samisdat.com/5/55/554-ogl.htm.
7. Всеобщее образование в России / Под ред. Д. Шаховского. – Вып. 1. – М.: Б. Изд., 1902. – 135 с.
8. Вступление. Пути и цели революционной педагогики // Плюснин-Кронин Б.А. Новый этап: Новая система народного образования в РСФСР и новые программы Государственного Ученого Совета. – М.: Работник просвещения, 1925. – С. 3-11.
9. Глаголев А.Н. Элементарная геометрия и собрание геометрических задач. – М.: Просвещение, 1895. – 289 с.
10. Год «Новой эры» // Народное просвещение. – 1924. – № 1. – С. 34-42.
11. Гуманность // Психология. Словарь / Под. общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – С. 91-92.
12. Гуманность. – URL=http://ru.wikipedia.org/wiki/Гуманность.
13. Завдання навчання математики в І-III класах // Бантова М.О., Бельтюкова Г.В., Полевщикова О.М. Методика викладання математики в початкових класах / За заг. ред. М.О. Бантової. – К.: Вища школа, 1977. – С. 7-8.
14. Задачи и содержание начального обучения математике // Методика начального обучения математике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Педагогика и методика начального обучения» / Под. ред. М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1972. – С. 12-15.
15. Исторические и идеологические предпосылки новой системы народного образования // Плюснин-Кронин Б.А. Новый этап: Новая система народного образования в РСФСР и новые программы Государственного Ученого Совета. – М.: Работник просвещения, 1925. – С. 12-21.
16. Красовицкая Т.Ю. Педагогические дискуссии // Модернизация России: Нац.-культ. политика 20-х гг. – М.: РАН. Ин-т рос. истории, 1998. – 414 с. – URL=http://www.auditorium.ru/books/772/
17. Кремень В.Г. Освіта в XXI столітті має стати пріоритетом у будь-якому суспільстві // Математика в школі. – 2002. – № 6. – С. 2-3.
18. Крупская Н. К. Обоснование производственно-трудовой школы в русской педагогике: Проблема коммунистического воспитания // Советская производственно-трудовая школа: Педагогическая хрестоматия. – Т. 1. – Изд. 3-е / Сост. В. Вейкшан, С. Ривес. Под ред. А.Г. Калашникова. – М.: Работник просвещения, 1925. – С. 30-32.
19. Кулишер А.Р. Методика и дидактика подготовительного курса геометрии. – М.: Б. Изд-ва, 1918. – 85 с.
20. Культурное строительство и заветы Ильича // Ходоровский И. На фронте просвещения: Статьи и речи. – М.-Л.: 1-я образц. типогрф. гос. изд., 1926. – С. 87-97; Спутник коммуниста (На ленинском пути: специальный выпуск). – 1925. – январь. – С. 63-74.
21. Лодатко Є.О. Функціональна орієнтація методичних дисциплін в контексті розвитку математичної культури майбутніх вчителів початкових класів // Питання взаємодії в умовах реформування освіти: Зб. наук праць / За заг. ред. Г.Є. Гребенюка. – Харків: Стиль Іздат, 2006. – С. 155-173.
22. Луначарский А. В. Обоснование производственно-трудовой школы в русской педагогике: Единая трудовая социалистическая школа // Советская производственно-трудовая школа: Педагогическая хрестоматия. – Т. 1. – Изд. 3-е / Сост. В. Вейкшан, С. Ривес. Под ред. А.Г. Калашникова. – М.: Работник просвещения, 1925. – С. 15-23.
23. Математика. 5-12 класи: Програма для загальноосвітніх навчальних закладів. – Київ: Ірпінь, 2005. – 65 c.
24. Математика. Объяснительная записка // Программы средней общеобразовательной школы: 1-4 классы. – К.: Радянська школа, 1986. – С. 69-71.
25. Бевз В.Г., Мерзляк А.Г., Слєпкань З.І. Математика: 5-11-і класи (авт.) // Програми для загальноосвітніх навчальних закладів: Навчальні програми для профільного навчання. Програми факультативів, спецкурсів, гуртків. – К.: Навчальна книга, 2003. – C. 4-52.
26. Мета навчання арифметиці / Березанська Є.С. Методика арифметики: Посібник для вчителів середньої школи. – Вид. третє, перероб. і доп. – К.: Радянська школа, 1955. – С. 5-7.
27. Методика преподавания математики: Пособие для учительских ин-тов / Под общ. ред. С.Е. Ляпина. – Л.: Учпедгиз, 1952. – 452 с.
28. Митрополит Иоанн (Снычев). Русский узел // Русская государственность. – URL=http://gosudarstvo.voskres.ru/ioann/tr1_12.htm.
29. Модернізація вищої освіти України і Болонський процес: Матеріали до першої лекції / Укл. М.Ф. Степко, Я.Я. Болюбаш, К.М. Левківський, Ю.В. Сухарніков; Відп. ред. М.Ф. Степко. – К.: НМЦ ВО МОН України, 2004. – 24 с.
30. Народное образование в СССР: Сборник документов. – М.: Педагогика, 1974. – 126 с.
31. О задачах советской школы и целях преподавания математики // Гастева С.А., Крельштейн Б.И., Ляпин С.Е., Шидловская М.М. Методика преподавания математики в восьмилетней школе / Под общ. ред. С.Е. Ляпина. – М.: Просвещение, 1965. – С. 5-8.
32. О педологических извращениях в системе Наркомпросов: Постановление ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936 г.
33. О продовольственной программе СССР на период до 1990 года и мерах по ее реализации: Докл. на Пленуме ЦК КПСС 24 мая 1982 г. / Л.И. Брежнєв. – М.: Политиздат, 1982. – 30 с.
34. Об уставе средней общеобразовательной школы: Постановление СМ СССР. – 1970. – № 749. – 8 сентября.
35. Октябрь и просвещение // Правда. – 1923. – № 253. – С. 3.
36. Основне черты современного состояния народного просвещения в РСФСР // Красная новь. – 1923. – № 7 (17). – декабрь. – С. 6.
37. Ососков А.В. Начальное образование в дореволюционной России: 1861-1917. – М.: Просвещение, 1982. – 192 с.
38. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
39. Понтрягин Л. О математике и качестве ее преподавания // Коммунист. – 1980. – № 14. – C. 99-112.
40. Профильное обучение // Энциклопедия. – URL=http://www.prosv-ipk.ru/encyclopedia.asp?ob_no=202045
41. Роговин В.З От чрезвычайных мер – к насильственной коллективизации // Власть и оппозиции.. 1927-1933. – Т. 2. – Iskra Research Publishing House. – URL=http://web.mit.edu/fjk/Public/Alternativa/a2-14.html.
42. Слєпкань З.І. Методика навчання математики: Підруч. для студ. мат. спец. пед. навч. закладів. – К.: Зодіак-ЕКО, 2000. – 512 с.
43. Схемы программ и система // Плюснин-Кронин Б.А. Новый этап: Новая система народного образования в РСФСР и новые программы Государственного Ученого Совета. – М.: Работник просвещения, 1925. – С. 22-30.
44. Сявавко М., Сявавко Є. Національні інтереси і наука в контексті її математизації // Універсум, 2003. – № 3–4 (113–114). – URL=http://www.universum.org.ua/journal/2003/siav_3.html.
45. Трудовые школы // Российский образовательный портал. – URL=http://museum.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12957&ob_no=12959.
46. Цели обучения математике // Столяр А.А. Педагогика математики: Учебное пособие для студ. физ.-мат. фак. пед. ин-тов.– Изд. 3-е, пер. и доп.– Мн.: Вышэйшая школа, 1986.– С. 24-25.
47. Шохор-Троцкий С. И. Методика арифметики для учителей средних учебных заведений. – СПб.: Б. Изд., 1916. – 156 с.
48. Эрнъ .А. Очерки по методикђ ариθметики. – Изд. 2-е. – Рига: Книгоизд-во .И.Трескиной, 1915. – 188 с.
Published
2007-05-14
How to Cite
Lodatko, E. (2007). PURPOSES OF THE MATHEMATICAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF SOCIAL AND CULTURAL TRANSFORMATION OF THE SOCIETY. Pedagogical Sciences: Theory and Practice , (1), 94-118. Retrieved from http://journalsofznu.zp.ua/index.php/pedagogics/article/view/1801